A
A
A
Изображения

Рикю. Ретроспектива Х.Тэсигахара

135 мин. 18+
Год:: 1989
Страна:: Япония
Режиссёр:: Хироси Тэсигахара
В ролях:: Рэнтаро Микуни, Ёсико Мита, Косиро Мацумото, Китиэмон Накамура, Рё Тамура, Кёко Кисида, Таниэ Китабаяси, Саёко Ямагути, Ясоскэ Бандо, Луи Маркес, Хисаси Игава, Цутому Ямадзаки и др.
Жанр:: драма

Первое обращение режиссёра Тэсигахары к историческому жанру в кино стало размышлением об отношениях художника и власти. Картина повествует о жизни Сэн-но Рикю (1522-1591) – великого мастера чайной церемонии, гончарного дела, искусства икэбаны. Именно усилиями Рикю эстетика «скромной простоты» стала основопологающей для большинства традиционных искусств Японии. В современной Японии существует три школы чайной церемонии (Омотэсэнкэ, Урасэнкэ, Мусякодзисэнкэ) – и все они берут свое начало от имени и учения Сэн-но Рикю.

Благодаря своему таланту и уму, Рикю снискал расположение многих властителей средневековой Японии. Среди его учеников был Ода Нобунага (1534-1582) – один из первых объединителей страны, раздробленной в XV-XVI веках на множество враждующих между собой мелких княжеств. Это было время больших возможностей для сильных и прагматичных людей. После гибели Ода бразды правления перешли к его вассалу Тоётоми Хидэёси (1537-1598). Низкого происхождения (то ли из беднейших самураев, то ли из крестьян), неказистой внешности, за что в народе его прозвали обезьяной, жестокий и мстительный, прозорливый и хитрый, он стал одним из величайших правителей Японии. Своим врагам он отрезал уши и носы, а врагами могли стать и самые близкие. Хидэёси не обладал ни вкусом, ни изысканными манерами, но горячо желал быть окружённым аристократами и слыть покровителем искусства. Талант Рикю восхищал и одновременно пугал амбициозного и преисполненного психологическими комплексами правителя. С завистью и подозрением относились к Рикю другие приближённые тирана. Даже ученики Рикю были им недовольны и обвиняли в лицемерии, но сам он до конца пытался остаться верным своему дару и своей совести. 

Сценарий для фильма был создан на основе романа Яэко Ногами «Хидэёси и Рикю» (1964). Образ гордого и независимого художника навеян также исследованием учёного, теоретика и эссеиста Киётэру Ханада «Люди японского Ренессанса» (1974). 

Красочные костюмы фильма были созданы Эми Вада – обладательницей премии Оскар за свою работу в фильме Акиры Куросавы «Ран» (1985).