A
A
A
Изображения

Западня. Ретроспектива Х.Тэсигахара

97 мин. 18+
Западня. Ретроспектива Х.Тэсигахара
Год:: 1962
Страна:: Япония
Режиссёр:: Хироси Тэсигахара
В ролях:: Хисаси Игава, Куниэ Танака, Сэн Яно, Сумиэ Сасаки, Кадзуо Мияхара и др.
Жанр:: драма
На взгорье расположилось небольшое деревенское кладбище. Из-за могильных плит осторожно выглядывает человек в белоснежном костюме. Он наблюдает за тем, как работают двое шахтёров и непрестанно делает фотографии. Через некоторое время одного из этих шахтёров приглашают поработать «на особых условиях», снабдив его специальной картой местности. На новом месте работы, куда герой фильма приезжает с маленьким сыном, очень скоро выясняется, что шахта закрыта, жители посёлка куда-то исчезли, и их дома стоят пустыми. Лишь на краю посёлка одинокая женщина приторговывает сладостями и детскими игрушками. Герой недоумевает, в чём дело, а человек в белом продолжает следить за ним…
 
Первый игровой фильм Хироси Тэсигахары был снят по сценарию японского писателя авангардиста Кобо Абэ, что положило начало долгому и плодотворному сотрудничеству. Небольшой рассказ о череде загадочных убийств, произошедших в шахтёрском городке на острове Кюсю, был написан Абэ для телевизионного фильма «Чистилище» (1960, режиссёр Акио Умэдзу, телевизионная компания Кюсю Асахи). Фильм получил несколько призов и даже участвовал в конкурсе международного фестиваля телевизионных фильмов в Монте-Карло, однако вскоре был забыт, оказавшись в тени полнометражного дебюта Тэсигахары. 
 
Сам режиссёр относит свой фильм к жанру «документальной фантастики». Хроника, реалистические декорации и зарисовки шахтёрского быта становятся частью сюрреалистического мира, населённого призраками. Кроме того, мы легко находим в фильме параллели с реальными событиями, которые в 1960 г. привлекли всеобщее внимание к шахтёрам острова Кюсю. Во время масштабной забастовки на шахтах Мицуи-Миикэ один из лидеров профсоюза был убит местными якудза, по общему мнению, подосланными хозяевами шахт. В фильме Тэсигахара личность злодея в белом так и остаётся не раскрытой. Возможно, это наёмный убийца. А может быть, это собирательный образ повсюду подстерегающей современного человека угрозы, скрывающейся под маской благообразия, добропорядочности и достатка.