Ретроспектива фильмов режиссера Масахиро Синода

Ретроспектива фильмов режиссера Масахиро Синода

18 - 28 февраля 2016 года в киноцентре «Родина»  пройдет ретроспектива фильмов японского режиссёра Масахиро Синода, организованная консульством вместе с Японским фондом. Фильмы будут демонстрироваться на 35 мм и 16 мм пленке!

Масахиро Синода (род. 1 марта 1931 г.) – японский кинорежиссер, известный своими работами «Самоубийство влюблённых на острове Небесных сетей» (1969 г.), «Сяраку» (1995 г.), «Замок совы» (1999 г.) и т.д. Синода относят к направлению «Новая волна «Офуна», которое характеризуется вольномыслием и возникло с появлением в 1960 году фильма Н. Осима «История жестокой юности». За работу «Копьеносец Гондза» (1985 г.), которая была демонстрирована и на киноэкранах СССР, режиссер получил премию «Серебреный медведь» на Берлинском кинофестивале. М. Синода оставил режиссуру в 2003 году с выходом на экран его последней работы «Шпион Зорге» и теперь преподает кинематографию в Университете Васэда.

Ретроспектива М. Синоды унесет Вас в прошлое, начиная с 1960-х годов и вплоть до 3-го века - эпохи правления царствующей королевы Химико.

Вход на все сеансы бесплатный!* (Количество мест в зале ограничено)

 

Программа

18 февраля (чт.) 19:00 Открытие, «Убийство», 1964 г. (108 мин.)

В своем первом историческом фильме режиссер Масахиро Синода обращается к периоду бакумацу (конец сёгунского правления), как принято обозначать последние пятнадцать лет более чем двухсотлетнего правления сёгунов из семьи Токугава. Период бакумацу начался с появления у берегов Японии американских и европейских дипломатических миссий, требовавших «открыть» страну для зарубежной торговли, а закончился окончательной утратой власти сёгунами.  В результате «реставрации Мэйдзи» (1868) власть перешла к императору. В этот переходный период Япония разделилась на два лагеря: сторонников сёгуна, то есть охранителей, и сторонников императора, то есть революционеров. 

Главный герой фильма, Хатиро Киёкава (1830-1863), заключен в тюрьму из-за совершенного им убийства, но князь Мацудайра принимает решение преждевременно выпустить убийцу. В обмен на свою свободу Киёкава должен подавить антисёгунское восстание, разгорающееся в Киото. Киёкаве предстоит отобрать пятьдесят ронинов (обедневших самураев, потерявших своего сюзерена) и подготовить их к походу в Киото, где прячутся заговорщики. Мацудайра знает, что раньше Киёкава и сам был на стороне императора, поэтому поручает своему вассалу Тадасабуро Сасаки за ним следить. Чтобы лучше узнать свою жертву, Сасаки начинает расследование, в ходе которого ему становится известно о выдающихся деяниях Киёкавы.

19 февраля (пт.) 21:00 «Бледный цветок», 1964 г. (96 мин.)

Гангстер по имени Мураки выходит на свободу. За три года, что он провел в тюрьме, в городе почти ничего не изменилось. Не радует Мураки и встреча с бывшей любовницей Синко. Чтобы развеяться, Мураки приходит в игорный дом, где его внимание привлекает молодая девушка по имени Саэко. Обычно в игорных домах собираются одни мужчины, встретить там женщину большая редкость. Саэко в добавок еще и хороша собой, отлично разбирается в правилах игры и не боится рисковать. Никто не знает, кто она такая и откуда у нее берутся деньги. Влечение к Саэко все больше затягивает Мураки в мир азартных игр, заставляя совершать необдуманные поступки. 

В стилистике этого фильма ощущается влияние американского жанра нуар. «Бледный цветок» принес киностудии Сётику немалую прибыль и стал визитной карточкой Синоды. Но это произошло не сразу – картина около года пролежала на полке, так как сцены убийства и азартных игр показались руководству студии жестокими и излишне реалистичными. Горячим поклонником фильма «Бледный цветок» является американский режиссер Мартин Скорсезе, пересматривавший эту картину более тридцати раз. 

 

20 февраля (сб.) 21:00 «Высохшее озеро», 1960 г. (88 мин.)

Такуя Симодзё мечтает о карьере революционера. Стены его комнаты в общежитии обклеены портретами Фиделя Кастро, Уинстона Черчилля, Адольфа Гитлера, генерала Тодзё Хидэки. Такуя как будто не замечает различий между своими кумирами. Его привлекает сам образ «вождя». Действие фильма происходит в разгар студенческой борьбы против продления договора о военном союзе между США и Японией, так называемого Договора безопасности (1960). Такуя состоит в студенческом Комитете Протестующих, но к своим обязанностям относится безответственно, а о товарищах распространяет слухи, будто они троцкисты. Свободное время Такуя проводит в барах, развлекаясь с девушками. Жизнь молодого человека кардинально меняется, когда в руки ему попадает взрывчатка. 

«Высохшее озеро» – второй по счету фильм Масахиро Синоды. Именно эта картина принесла режиссеру первый успех. Сценарий «Высохшего озера» написал Сюдзи Тэраяма – выдающийся поэт, драматург и кинорежиссер, автор сюрреалистической комедии «Пастораль: умрем на природе» (1974). 

 

21 февраля (вс.) 21:00 «Химико», 1974 г. (100 мин.)

Принцесса-шаманка Химико правила одним из первых государственных образований Японии в 3 веке н.э. Достоверной информации о Химико практически не сохранилось, и фильм Синоды является вольной интерпретацией мифа о великой жрице. В фильме древнюю Японию населяет несколько племен, каждое из которых исповедует свою веру. Племя Химико поклоняется солнечным божествам. Общаясь с ними, жрица помогает верховному правителю страны Окими принимать важнейшие решения. Главный советник на службе у Химико, старик Насимэ, служит посредником в общении правительницы с ее народом. Жизнь жрицы резко меняется, когда из долгого странствия в страну Химико возвращается ее сводный брат Такэхико. Несмотря на предостережения Насимэ, между молодым человеком и Химико возникает кровосмесительная связь. Вскоре Такэхико становится объектом страсти другой женщины, и Химико, сгорая от ревности, подвергает возлюбленного жестокой казни. Доверие людей к Химико падает, и, чтобы вернуть жрице былое величие, Насимэ решает навсегда скрыть ее от людских взоров. В сценах ритуального танца участвуют артисты коллектива Анкоку Буто («Танец тьмы»), основанного хореографом авангардистом Тацуми Хидзиката.

 

22 февраля (пн.) 21:00 «Самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей», 1969 г. (102 мин.)

Фильм поставлен по мотивам одноименной пьесы знаменитого японского драматурга Мондзаэмона Тикамацу (1653-1735), написанной им для театра марионеток Бунраку. Торговец Дзихэй влюбляется в девушку из веселого квартала Сонэдзаки по имени Кохару. Но у Дзихэя есть жена и двое детей, а кроме того, он погряз в долгах. Понимая, что они никогда не смогут быть вместе, Дзихэй и Кохару решают совершить двойное самоубийство: уйти из жизни, чтобы соединиться в ином мире. В пьесе Тикамацу герои стоят перед традиционным для японской драматургии выбором между гири (нравственным долгом) и ниндзё (подлинными чувствами). «Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей» – один из наиболее стилизованных фильмов Синоды. Вместо обычных для японского интерьера раздвижных перегородок и циновок Синода использовал панели с увеличенными копиями японских гравюр эпохи Эдо. Помимо обычных актеров, в фильме задействованы курого – одетые во все черное служители сцены в традиционном японском театре. Обычно курого исполняют вспомогательные функции – они передвигают декорации и реквизит, помогают актерам при смене костюма, однако в фильме Синоды им отведена гораздо более значительная роль.

23 февраля (вт.) 21:00 «Молчание», 1971 г. (132 мин.)

В середине XVII века христиане в Японии подвергались жестоким гонениям. Людей жгли на кострах, подвергали мучительным пыткам. Чтобы выявить верующих, практиковали «попирание икон» фумиэ. Подозреваемый должен был наступить на металлические таблички с изображением Иисуса Христа или Девы Марии, чтобы доказать непричастность к христианству. В Ватикане стало известно, что португалец из ордена иезуитов, отец Кристобан Феррейра, отрекся в Японии от веры. В Риме сочли, что это ложь, распространяемая голландцами – главными конкурентами португальцев в торговле с Японией. Чтобы выяснить правду, в Японию из Макао прибывают два португальских миссионера, Родриго и Гаррпэ. Они попадают в общину тайных христиан, но человек по имени Китидзиро оказывается предателем. За ничтожную мзду он выдает португальцев представителям сёгуна. Цель японских властей, однако, не в том, чтобы казнить проповедников, а в том, чтобы убедить Родриго и Гаррпэ отречься от веры. Это должно нанести сокрушительный удар по христианской общине. Фильм снят по роману писателя Сюсаку Эндо «Молчание» (1966).

24 февраля (ср.) 21:00 «Ясягаикэ» («Принцесса драконов»), 1979 г. (124 мин.)

Существует поверье, что в пруду Ясягаикэ живет дракон. Много лет назад жители деревни заключили с ним сделку. Каждый день колокол храма должен звонить три раза. До тех пор, пока этот порядок будет соблюдаться, дракон не станет выходить из воды, и деревня не будет затоплена. Акира приехал из Токио несколько лет назад, чтобы записывать местные легенды и рассказы. Он взял в жены местную красавицу, сиротку Юки, а сам сделался звонарем в храме. Легенда о драконе настолько поразила его, что когда предыдущий звонарь умер, Акира решил взять на себя соблюдение соглашения с драконом. Но с наступлением засухи многие в деревне хотели бы, чтобы пруд разлился. Хочет этого и божество водоема – принцесса Сираюки, уже давно мечтающая воссоединиться со своим возлюбленным.    

В основу сценария легла пьеса «Ясягаикэ» (1913) классика японской литературы, писателя-сюрреалиста Кёка Идзуми (1873-1939). Роль Юки и принцессы-дракона сыграл выдающийся актер театра Кабуки, Тамасабуро Бандо. Традиционно женские роли в Кабуки исполняются актерами-мужчинами. Изначально эту традицию унаследовал и японский кинематограф. Вплоть до начала 1920-х годов женские роли исполнялись в японских фильмах исключительно мужчинами. Фильм Синоды – дань широко распространенному в Японии мнению о том, что только актер-мужчина может  по-настоящему воплотить идею женственности.  

 

25 февраля (чт.) 21:00 «Копьеносец Гондза», 1985 г. (128 мин.)

Учитель чайной церемонии Итиносин уезжает на год в Эдо, оставив в родном княжестве жену и детей. Воспользовавшись отсутствием учителя, его ученик Баннодзё пытается добиться склонности от замужней женщины. Приревновав ее к молодому и талантливому самураю по имени Гондза, Баннодзё распространяет слухи о порочной связи Гондзы и Осай – именно так зовут жену Итиносина. Хотя изначально это были домыслы клеветника, Осай и Гондза вынуждены бежать из княжества и действительно становятся любовниками. Фильм является экранизацией пьесы Мондзаэмона Тикамацу «Копьеносец Гондза в двойном плаще» (1717). Будучи поклонником творчества Тикамацу, Синода часто использует его сюжеты в своих фильмах. По сравнению со снятым по пьесе Тикамацу «Самоубийством влюбленных на острове небесных сетей», в этом фильме режиссер не стремился к изобразительным эффектам и экспериментаторству, а попытался максимально сохранить текст драматурга. Главную роль сыграл популярный эстрадный исполнитель Хироми Го. Фильм был рассчитан на максимально «широкую» аудиторию, оказался успешен и в зарубежном прокате, демонстрировался он и в Советском Союзе. В 1986 году «Копьеносец Гондза» завоевал на Берлинском международном кинофестивале приз «Серебряный медведь», а в 1987 был удостоен премий Японской академии кино в номинациях «Выдающееся исполнение главной женской роли» (Сима Ивасита), «Лучшая музыка к фильму» (Тору Такэмицу), «Выдающееся достижение в операторском искусстве» (Кадзуо Миягава), «Лучшая работа художника-постановщика» (Киёси Авадзу), а также «Лучший звук» и «Лучшая работа в постановке света».

26 февраля (пт.) 21:00 «Мое лицо пылает в лучах заходящего солнца», 1961 г. (82 мин.)

Директор строительной компании Мидзута решил избавиться от назойливой журналистки, которая пытается разоблачить его преступную деятельность. Мидзута нанял целую банду убийц, и самая привлекательная из киллеров – девушка Нагиса, дочь охотника с далекого северного острова Хоккайдо. Она обожает животных и везде ходит с овечкой, которую привезла с собой из родной деревни. Есть среди киллеров и врач, и поэт, и студент-футболист. Убийца по кличке “Сентиментальный” везде носит с собой фотоальбом, в котором бережно хранит фотографии всех своих жертв. Чтобы определить самого искусного стрелка, которому доверят операцию, бандиты приходят на скачки. Решено стрелять по головному убору жокея, который будет финишировать первым. Неожиданно кепку жокея сбивает незнакомый бандитам молодой человек по имени Харухико. Он тоже оказывается профессиональным убийцей,  его принимают в банду. Первое задание Харухико – убить журналистку, которую заказал киллерам Мидзута. Но осуществить задуманное будет не просто. Харухико влюбляется в отважную девушку и начинает строить планы по ее спасению. 

27 февраля 21:00 (сб.) «Слёзы на львиной гриве», 1962 г. (97 мин.)

Сабуро Минаками по кличке Сабу вырос без отца. Вся его семья погибла во время войны. Сам он остался в живых лишь благодаря солдату Китани, который спас его из горящего дома. Китани тогда сильно повредил ногу, и Сабу чувствует себя морально обязанным своему спасителю. Китани занимает ответственную должность в порту Йокогама, где недовольные своей зарплатой рабочие затевают стачку. Китани велит Сабу и его другу Томми разузнать, кто стоит во главе восстания, чтобы как следует их проучить. В ресторане Сабу знакомится с девушкой по имени Юки, и у них завязываются любовные отношения. В день рождения Сабу девушка ждет его дома с праздничным ужином, но Сабу так и не приходит. В эту ночь он должен выполнить задание босса и провести акцию устрашения предводителя рабочего движения, Накадзимы. Вместо того чтобы немного припугнуть Накадзиму, Сабу и Томми случайно убивают его. Сабу испытывает нравственные мучения из-за совершенного им преступления, но узнав, что жертвой был отец любимой девушки, впадает в еще большее отчаяние. В фильме Синоды образ Сабу, обманутого и погубленного своим покровителем и кумиром, стал олицетворением трагедии японского народа, слепо поверившего правительству в годы Второй мировой войны. 

28 февраля 21:00 (вс.) «Самурай-шпион», 1965 г. (100 мин.)

Действие фильма происходит в начале XVII века. После долгих, кровопролитных междоусобных войн Япония стоит на пути к объединению. В борьбу за власть между кланами Токугава и Тоётоми вовлечено множество шпионов. Саскэ Сарутоби собирает информацию обо всем происходящем для «нейтрального» клана Санада, наблюдающего со стороны за враждующими. Кто стоит во главе клана Санада и зачем ему нужна эта информация – Саскэ не знает. Он уже давно перестал себя о чем-либо спрашивать и лишь честно исполняет свою работу: ходит по стране, собирает слухи и не встает ни на чью сторону. Однажды Саскэ вместе с еще одним шпионом, по имени Мицуаки, узнает о великой измене: главный шпион клана Токугава, Татэваки Корияма, хочет переметнуться на сторону Тоётоми. Мицуаки пытается убедить Саскэ продать эту информацию подороже. Cаскэ не воспринимает это предложение всерьез, но вскоре находит Мицуаки мертвым. Подозрения падают на Саскэ, и теперь он непременно должен разыскать настоящего убийцу.

«Самурай-шпион» стал последним фильмом Синоды, снятым на студии Сётику. Эпизодическую роль в фильме сыграл знаменитый писатель, в будущем политик и мэр города Токио, Синтаро Исихара.  
 

* Фильмы демонстрируются на японском языке и сопровождаются устным переводом на русский язык.