Ретроспектива японского режиссёра Ёсисигэ Ёсида

Ретроспектива японского режиссёра Ёсисигэ Ёсида

С 16 по 26 февраля в киноцентре "Родина" пройдёт ретроспектива фильмов режиссёра Ёсисигэ Ёсида, организованная Генеральным консульством Японии в Санкт-Петербурге. Всего в программе будет представлено 11 картин.

Вход на сеанс свободный!

Программа мероприятия Ретроспективы Ёсисигэ Ёсида:

16 февраля, четверг, 19.00
Никудышный / Rokudenashi / Good for Nothing
Япония, 1960. 88 мин., 18+
 
Друзьям Тосио повезло. У него всегда есть деньги, своя машина, и с ним не соскучишься. Отец Тосио занимает руководящую должность в крупной торговой корпорации. Каждый месяц, 28-ого числа, его секретарша Икуко идет в банк получать зарплату босса. Тосио знает об этом и, забавы ради, решает припугнуть девушку. Молодые люди делают вид, будто хотят ее ограбить, но Икуко почти не сопротивляется: ведь это все равно деньги отца Тосио. «Никудышный ты человек! А еще в университете учишься!» – бросает Икуко одному из ребят. На следующий день после работы ее поджидает Дзюн, тот самый, которого вчера она назвала никудышным. После некоторых колебаний она отправляется с ним на вечеринку, которую организовал Тосио. Постепенно Икуко замечает, что Дзюн не похож на своих друзей. Но перевоспитать молодого человека не просто. Тем более, что он сам не знает, к чему ему влечет.
 
Фильм «Никудышный», известный в России также под названием «Бездельники» – первая самостоятельная постановка режиссера Ёсисигэ Ёсиды. Картина вышла в японский прокат одновременно с фильмом Жан-Люка Годара «На последнем дыхании» (1960), с которым перекликается «Некудышный». Однако Ёсида увидел фильм Годара уже после завершения съемок своей картины. Позже он писал, что на него скорее оказал влияние фильм Клода Шаброля «Кузены» (1959). 
 
(c)1960 Shochiku Co., Ltd.
 
17 февраля, пятница, 19.30
Высохшая кровь / Chi Wa Kawaiteru / Blood is Dry
Япония, 1960. 87 мин., 18+
 
Такаси Кигути – ничем не примечательный сотрудник текстильной фабрики «Тоё». Когда его фирма терпит разорение, он совершает неожиданный поступок: выхватив пистолет, угрожает дирекции убить себя. Чудом Такаси Кигути остается в живых, но о случившемся быстро узнают газеты. Скромный и неуклюжий клерк в одночасье делается знаменитостью. С ним заключают контракт на участие в рекламе, и он становится «лицом» страховой компания «Сёва». На главном здании фирмы появляется гигантский плакат, на котором Кигути изображен с пистолетом у виска.
 
Идея создать медийную фигуру из маленького человека принадлежит девушке по имени Юки. Она работает в рекламном отделе фирмы «Сёва», хочет изменить мир, и надеется, что герой «из народа», Кигути, ей в этом поможет. Сначала все идет по плану: популярность Кигути растет, доходы компании «Сёва» множатся, карьера Юки поднимается в гору. Но постепенно Кигути становится неуправляемым. Он хочет сам лепить свой образ. Желая проучить своего подопечного, Юки обращается к бывшему однокурснику Хараде. Он тоже работает в медийной среде. Основной доход ему приносят съемки компромата, которым он приторговывает в желтой прессе. Сделав фотографии Кигути в объятьях молодой красавицы, Харада начинает свой шантаж.
 
(c)1960 Shochiku Co., Ltd.
 
18 февраля, суббота, 19.00
Горячие источники Акицу / Akitsu Onsen / Akitsu Hot Spring
Япония, 1962. 113 мин., 18+
 
В этом фильме Ёсисигэ Ёсида попытался переосмыслить каноны классической мелодрамы – одного из любимых жанров киностудии Сётику. Летом 1945 года, незадолго до окончания Второй мировой войны, молодой человек по имени Сюсаку впервые в жизни посещает горячие источники Акицу. Он приехал сюда, чтобы распрощаться с жизнью, поскольку болен тяжелой формой туберкулеза. Совершить самоубийство ему помешала девушка по имени Синко, дочь хозяйки гостиницы, в которой Сюсаку остановился. Синко поражает Сюсаку своим здоровьем, любовью к жизни, умением сопереживать. Узнав по радио о капитуляции Японии, она часами не может побороть слезы, чем глубоко трогает сердце Сюсаку. Оправившись после тяжелой болезни, молодой человек возвращается в Токио. Он полон решимости начать жизнь заново, но тяжелые послевоенные условия оказываются сильнее его. Он заводит семью, и Синко вынуждена смириться с ролью любовницы.
 
Идея создания фильма принадлежит актрисе Марико Окаде, сыгравшей в нем главную женскую роль. Вскоре после завершения съемок Окада стала супругой Ёсисигэ Ёсиды. Строгий и в тоже время чувственный образ традиционной японской красавицы в ее исполнении стал неотъемлемой частью творчества Ёсиды.
 
(c) 1962 Shochiku Co., Ltd.
 
19 февраля, воскресенье, 19.00
Восемнадцать парней, зовущих бурю / Arashi Wo Yobu Juhachinin / 18 Roughs
Япония, 1963. 109 мин., 18+
 
Действие фильма происходит в маленьком городе на берегу Внутреннего Японского моря. Мунэо Симадзаки работает механиком судостроительного завода. Он хорошо знает свое дело, но любит выпить и покутить. Однажды начальник по имени Мурата предлагает Мунэо взять шефство над группой молодых людей, приехавших в город на заработки. Платить ему обещают хорошо, проживание будет бесплатным, да и работа не сложная. Мунэо соглашается, но очень скоро начинает жалеть об этом. Обещанное новое общежитие, оказалось полуразвалившимся бараком, а молодые специалисты – вчерашними фермерами, ничего не смыслящими в судостроении. К тому же молодые люди недисциплинированны и грубы. Даже видавший виды Мунэо начинает бить тревогу. Вместе с молодой учительницей Хисако он пытается привить рабочим «культуру», но тщетно. Каждый день они втягиваются в новые передряги. То кого-то поколотит местная шпана, то весь коллектив отказывается пользоваться стиральной машиной, которую специально купил для них Мунэо. Есть кое-что и похуже. В порту изнасилована девушка Нобу, за которой уже давно ухаживает Мунэо. Нобу скрывает имя насильника, но нетрудно догадаться, что это был кто-то из рабочих. Опасаясь сплетен и клеветы, Нобу спешит покинуть родной город, Мунэо отправляется на поиски девушки, чтобы предложить ей руку и сердце.
 
(c)1960 Shochiku Co., Ltd.
 
20 февраля, понедельник, 19.30
Бегство из Японии / Nihon Dasshutsu / Escape From Japan
Япония, 1964. 95 мин., 18+
 
Тацуо – начинающий исполнитель эстрадной музыки. Он мечтает уехать в Америку, чтобы учиться настоящему джазу. Его планы рушатся, когда он невольно становится соучастником преступления. Вместе с наркоманом по имени Такаси он участвует в ограблении турецкой бани. Организовать преступление им помогает проститутка по имени Ясуэ и бывший велогонщик Года. Тацуо наивно надеется, что все обойдется без жертв, но его соучастник Года при попытке скрыться убивает полицейского. После этого Года пытается изнасиловать Ясуэ, и Тацуо вынужден его застрелить. Наркоман Такаси сумел скрыться с деньгами, а Ясуэ и Тацуо должны заметать следы преступления. Ясуэ хочет, чтобы Тацуо уехал из Японии и осуществил свою мечту. Забрав деньги у Такаси, влюбленные отправляются в небольшой провинциальный городок, где прошло детство Ясуэ. Здесь находится американская военная база. Лучшая подруга Ясуэ – любовница американского военного, и с ее помощью девушка хочет отправить Тацуо в США.
 
«Бегство из Японии» – последний фильм Ёсисигэ Ёсиды, снятый на студии Сётику. Руководство студии выпустило картину в прокат в сокращенном виде. О том, что многие ключевые сцены были удалены, режиссер узнал уже после премьеры фильма. В результате Ёсида принял решение покинуть Сётику.
 
(c)1964 Shochiku Co., Ltd.
 
21 февраля, вторник, 19.00
История, написанная водой / Mizu De Kakareta Monogatari / A Story Written in Water
1965. 120 мин. (16 мм), 18+
 
Сидзука Мацутани вырастила сына Сидзуо одна. После смерти мужа у нее появился любовник – директор крупной торговой корпорации Дэндзо Хасимото. Этот роман породил много слухов, в том числе и в школе Сидзуо. Мальчик постоянно подвергался жестоким насмешкам, что сделало его замкнутым. Закончив престижный университет, Сидзуо находит работу в банке, который принадлежит Дэндзо Хасимото. Бывший любовник матери хочет женить Сидзуо на своей дочери Юмико. Мать Сидзуо тоже одобряет этот союз, и молодой человек не в силах сопротивляться. Вскоре он узнает, что отношения между матерью и Дэндзо Хасимото возобновились. С ужасом он начинает подозревать, что приходится Юмико братом. Страх кровосмесительной связи рушит его отношения с женой, но парадоксальным образом раскрывает женственную, эротическую красоту матери. Не в силах совладать с запретным влечением, Сидзуо предлагает матери совершить с ним двойное самоубийство.
 
В фильме «История, написанная водой» Ёсида одним из первых в послевоенной Японии обратился к теме инцеста. Картина был снята по мотивам повести Ёдзиро Исидзака. Автор изначально был против экранизации, но Ёсиде удалось его переубедить. Впервые оказавшись за пределами студийной системы, Ёсида искал новые, сенсационные темы, которые привлекли бы зрителя.
 
(c)1965 NIKKATSU Corporation
 
22 февраля, среда, 19.30
Страсть / Joen / Flames of Love
1967. 97 мин. (35 мм), 18+
 
Брак Орико и Такаси Фурухата обречен. Такаси изменяет Орико и возвращается домой лишь по выходным. Почти все свободное время Орико проводит одна. Иногда ей составляет компанию младшая сестра мужа, Юко. Но ее распутный образ жизни не по душе Орико. Она уже много раз просила мужа о разводе, но получала категорический отказ. С детства Орико видела, как один за другим меняются любовники ее матери. Как следствие, она возненавидела любое предательство. Несмотря на неверность мужа, сама она не может решиться на измену. Однажды Орико встречает бывшего любовника матери, молодого скульптора по имени Мицухару Ното. Когда-то Орико была против их отношений. Незадолго до трагической смерти матери Орико пыталась убедить ее расстаться с Ното. Теперь этот человек, наоборот, вызывает у нее доверие и симпатию. Ното и Орико начинают видеться чаще, и очень скоро он становится одним из ее ближайших конфидентов.
 
Ёсисигэ Ёсида считал свой фильм «Страсть» частью так называемой «фотогеничной» трилогии. В нее также входят фильмы «История, написанная водой» и «Женское озеро». Это были первые картины Ёсиды, снятые после ухода с Сётику. В них режиссер много экспериментирует с ракурсом, монтажом, постановкой света. Он ищет «свой» стиль, учится работать вне системы студийных ограничений.
 
(c)1967 Shochiku Co., Ltd.
 
23 февраля, четверг, 19.00
Пламя и женщина / Honoo To Onna / Impasse
1967. 101 мин. (35 мм), 18+
 
Со стороны кажется, что жизнь Рицуко удалась. Она хозяйка роскошного особняка, в котором живет с мужем Синго и маленьким сыном Такаси. У мужа хорошая зарплата, и Рицуко может ни в чем себе не отказывать. Но за внешне благополучным фасадом скрывается тяжелая травма. Рицуко не знает, кто на самом деле отец ее ребенка. Ведь Синго бесплоден. Он настоял на искусственном оплодотворении, и так родился Такаси.
 
Однажды, пока Синго был на работе, Рицуко не доглядела за сыном, и мальчик потерялся. Синго приходит в ярость и кричит, что Рицуко сделала это нарочно: она всегда недолюбливала Такаси, считала его «чужим». На самом деле мальчика похитила женщина по имени Сина. Она со своим мужем Сакагути была частой гостьей в доме Рицуко. Не имея своих детей, она всегда проявляла особый интерес к Такаси. Своего мужа она подозревает в любовной связи с Рицуко и считает, что на самом деле Такаси его сын. Отношения Сакагути и Рицуко исключительно дружеские, однако опасения Сины не лишены оснований. Сакагути работает ассистентом в клинике, специализирующейся на лечении бесплодия, а в юности он был донором спермы для искусственного оплодотворения.
 
Вместе с режиссером сценарий фильма написали, Цутому Тамура и Масахиро Ямада – любимые соавторы еще одного представителя японской новый волны Нагисы Осимы.
 
(c)1967 Shochiku Co., Ltd.
 
24 февраля, пятница, 20.30
Эрос + Убийство / Erosu + Gyakusatsu / Eros + Massacre
1969-1970. 168 мин. (35 мм), 18+
 
Один из главных фильмов Ёсисигэ Ёсиды – философское размышление на тему секса, насилия, политической свободы и революции. В основу фильма легли реальные события из жизни анархиста-революционера Сакаэ Осуги (1885-1923). Действие происходит в двух временных измерениях: в начале XX века и в наши дни, в конце 1960-х гг. Исповедуя идеалы «свободной любви», Осуги отвергает принцип моногамии. Он убежден, что сексуальная революция проложит путь к свободе политической. Осуги женат на сестре видного деятеля социалистической партии, Тосихико Сакаи (1871-1933), но у него есть любовница по имени Ицуко. Прообразом этой героини стала писательница Итико Камитика (1888-1981), стоявшая во главе феминистского движения Японии. Фигурируют в фильме и другие исторические персонажи. За именем Айтё Хирага скрывается основательница первого в Японии женского журнала «Cэйто», Райтё Хирацука (1886-1971).
 
Однажды Ицуко узнает, что у Осуги появилась новая любовница – начинающая журналистка, Ноэ Ито (1895-1923). Осуги не хочет разрывать связь с Ицуко, однако внимание его полностью обращено к Ноэ. Сжигаемая ревностью Ицуко пытается убить возлюбленного. Жизнь Осуги была спасена, но ненадолго. В 1923 году он вместе с Ноэ был зверски убит японской полицией. События тех лет перемежаются в фильме Ёсиды со сценами из жизни современный Японии. Сексуальная революция свершилась, но получила ли молодежь желаемую свободу? События 1960-х гг. разворачиваются вокруг карьеры и личной жизни молодой журналистки Эйко, очарованной личностью Ноэ Ито.
 
(c)1970 Gendai Eiga Sha
 
25 февраля, суббота, 19.00
Военное положение / Kaigenrei / Coup d’Etat
1973. 110 мин. (35 мм), 18+
 
Второй фильм из исторического цикла Ёсиды, посвященного судьбам довоенной Японии. Герой картины – писатель и политический философ Икки Кита (1883-1937), один из главных идеологических вдохновителей фашизма в Японии. Идеи Икки представляли собой своеобразную смесь социализма и ультранационализма, они оказали огромное влияние на военную элиту страны.
 
Летом 1921 года у порога Икки Кита появилась незнакомая женщина. Она представилась сестрой Хэйго Асахи, террориста, совершившего покушение на главу одного из крупнейших в Японии промышленных концернов «Ясуда». Совершив акт возмездия, Хэйго покончил жизнь самоубийством. Молодой террорист не был лично знаком с Икки, но именно его знаменитый трактат «Очерк о реконструкции Японии» побудил Хэйго к насилию. Вскоре дом Икки посетил еще один молодой человек, жаждущий всецело посвятить себя императору и революции. Икки знает, что офицеры во главе с Мицугу Нисидой затевают военный переворот (инцидент 15 мая, 1932 года), и велит молодому человеку обесточить город Токио. Взорвать электростанцию не удалось, восстание подавлено, но популярность идей Икки набирает обороты. Масштабы собственного влияния начинают пугать Икки, но изменить что-либо уже поздно. После очередной неудачной попытки свергнуть политическую элиту, окружающую императора Сёва (инцидент 26 февраля, 1936 года), Икки Кита обвинен в подстрекательстве к заговору, отдан под суд и расстрелян.
 
(c)1973 Gendai Eiga Sha
 
26 февраля, воскресенье, 19.00
Женщины в зеркале / Kagami No Onna Tachi / Women in Mirror
2002. 129 мин. (35 мм), 18+
 
Аи Кавасэ спешит на встречу с дочерью Мивой. Более двадцати лет они не виделись. Мива Кавасэ исчезла в тот самый день, когда родила первенца, девочку Нацуки. Оставив новорожденного ребенка в больнице, Мива скрылась в неизвестном направлении. Все это время Аи Кавасэ продолжала поиски дочери. Внучка же давно выросла и работает в исследовательском институте в Америке. Однажды в доме Аи Кавасэ раздается долгожданный телефонный звонок. Полиция задержала женщину по имени Масако Огами. Она страдает амнезией и ничего не помнит о своем прошлом, но в ее сумочке найдено свидетельство о рождении Нацуки Кавасэ – внучки Аи Кавасэ и дочери Мивы. Женщина соглашается на встречу с Аи. Она даже предлагает ей пройти тест ДНК, но Аи боится. Ей очень хочется верить, что Масако и правда ее дочь. Нацуки, наоборот, настроена скептически. Она не может простить, что мать ее бросила в младенчестве. Одно из немногих сохранившихся воспоминаний Масако – о прекрасном морском пейзаже, который она видела в детстве. Аи догадывается, где ее дочь могла видеть подобный пейзаж. Вместе они отправляются в Хиросиму, чтобы заново обрести семью.
 
«Женщины в зеркале» – последний на данный момент фильм Ёсисигэ Ёсиды, премьера которого состоялась на международном кинофестивале в Каннах. Эту картину Ёсида считает самой безупречной своей работой. «В этом фильме мне удалось вплотную подобраться к тому, что я считаю идеальной формой в киноискусстве», – признается он в одном из своих интервью.
 
(c)2002 Gendai Eiga Sha