Эхо IV Московского международного фестиваля архивных фильмов в Санкт-Петербурге с 17 по 19 октября

 

Московский международный фестиваль архивных фильмов в Москве является преемником фестиваля «Белые Столбы». С 1997 года его организует Госфильмофонд России для знакомства киноведов и синефилов с коллекцией одного из важнейших в мире и крупнейшего в России киноархива. Программа фестиваля состоит из забытых и недооцененных современниками фильмов: малоизвестного научного и завораживающего зрелищного кино, а также лент, считавшихся прежде утраченными.

 

Ежегодно Госфильмофонд России проводит показы Эха фестиваля на региональных площадках. В этом году программу Эха на площадке к/т «Родина» открывает реставрация фильма «Набат» (реж. Е.Бауэр, А/о «А. Ханжонков и К°», 1916 г.), приуроченная к юбилею Веры Алексеевны Каралли: в 2024 году исполняется 135 лет со дня ее рождения. В стенах Госфильмофонда России были осуществлены не только цифровая реставрация изображения (чистка и стабилизация, устранение перепадов цвета, пятен и мерцаний), но и научная реконструкция. Установлен верный порядок сцен, и, самое главное, по либретто и литературному первоисточнику восстановлены интертитры.

Показ представит главный искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России Сергей Огудов. Музыкальное сопровождение: пианистка, тапёр Александра Листова.

17 октября в 19:00 — «Набат»

КУПИТЬ БИЛЕТ 

 

Центром программы Эха стали показы самой романтической программы фестиваля – «На краю ночи: французские киносны». Фантастика, фэнтези, сказки в истории французского кинематографа всегда занимали особое место. От Мельеса до Кокто, от Брессона до Бессона — многие режиссеры Франции обращались к ним, наполняя свои фильмы легендами, мифами, сновидениями, приключениями и возвышенными образами чудесного. Программа посвящена этим жанрам — известным, но в то же время малоизученным. Вошли в нее фильмы 1930–1950-х годов — третьего этапа развития фантастического в кинематографе Франции.

Несколько выделяется из программы о сказках и легендах фильм «Ворон» Анри-Жоржа Клузо, где нет поэзии картин Кокто, фантасмагорий Л’Эрбье и светлого, полного надежды финала «Вечерних посетителей». Как и во всех представленных фильмах, действие у Клузо разворачивается в вымышленном городке, а его таинственная, почти мистическая атмосфера, порой напоминает полуденный кошмар в духе де Кирико. Но в отличие от сказок и легенд, высвобождающих зрителей из плена действительности, в фильме Клузо фантастическое присутствует, но укореняется в реальности, которая оказывается намного страшнее, чем любой вымысел, подтверждая тем самым правоту Альфреда де Мюссе, написавшему однажды, что «жизнь — такой мучительный сон».

Показы программы представит автор программы главный искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, куратор программы Андрей Икко.

18 октября в 19:00 — «Вечерние посетители»

КУПИТЬ БИЛЕТ 

19 октября в 17:00 — «Ворон»

КУПИТЬ БИЛЕТ 

 

Регулярная рубрика фестиваля «Персона» в этом году приурочена к юбилею А.С.Пушкина. Кинематограф неоднократно обращался к творчеству Пушкина. Только до революции было сделано порядка пятидесяти экранизаций (Пушкин в два раза «обогнал» Гоголя и в пять Достоевского), а сравнительно невысокая популярность его творчества на Западе не стала препятствием к появлению многочисленных постановок в немецком, французском и итальянском. В дореволюционном русском кино и в кино советском, в итальянском времен Второй мировой и в немецком 1920−1930-х годов шла непримиримая борьба, в которую волею судеб Пушкин оказался вовлечен, став одновременно орудием и жертвой, раздираемой политикой и идеологией.

Но между всеми этими фильмами и поэтикой Пушкина существует непреодолимая граница. По этой причине кинопрограмма о Пушкине едва ли может служить «культу Пушкина», да и вряд ли Пушкина вообще можно «перевести» на язык кино (проблему этого «перевода» до сих пор обсуждали лишь теоретики, в первую очередь С.М. Эйзенштейн). Мы ставили иную задачу — показать, как в разные периоды истории кино «именем Пушкина» обосновывались взаимоисключающие идейные установки.

19 октября в 19:00 — «Пиковая дама»

КУПИТЬ БИЛЕТ