Здание, где сейчас располагается Киноцентр «Родина», было построено в 1914-1916 годах на Манежной площади по проекту выпускников Императорской Академии художеств, архитекторов К. С. Покровского и Б.Я.Боткина, и было изначально задумано как место для Петроградского губернского Кредитного общества, которое и занимало верхние этажи вплоть до 1918 года. Фасады и интерьеры выполнялись по эскизам известного скульптора-модельщика А. Г. Громова. Наверху здания находились банковские конторы и большой зал для операций с ценными бумагами, бельэтаж был отведен под «живую фотографию», а цокольные помещения занимали коммерческие магазины. Память о прежних владельцах до сих пор хранят статуи двух грифонов под крышей.
Те самые грифоны
2 февраля 1917 года здесь открывается синематограф «Splendid Palace» (пер. с англ. «Блестящий Дворец»), названный так за пышность убранства, который вскоре преподносится газетами и журналами как один из лучших кинотеатров Петербурга.
Вот так выглядел тогда кинотеатр
Вход в кинотеатр
Гостиная кинотеатра
Вид зрительного зала кинотеатра
Малый зал кинотеатра (Ныне Мраморный зал)
Интерьер холла на втором этаже
Интерьер главного холла
В 1918 году в кинотеатре состоялась премьера первого советского художественного фильма «Уплотнение», снятого по сценарию наркома просвещения А. В. Луначарского. В фойе есть памятная мраморная доска, посвящённая этой премьере.
Афиша фильма «Уплотнение»
В эти годы показы немых фильмов сопровождались игрой тапера. В 1924-25 гг. в кинотеатре работал выпускник консерватории Д.Д. Шостакович.
Концерт в Малом зале
музыкальный ансамбль EasyWinners, сопровождающий показы Немого кино сегодня
В 1932 году по итогам конкурса на новое название и в знак солидарности с рабочим классом Германии, «Сплендид Палас» становится кинотеатром «Рот-Фронт».
С 1929 по 1934 г.г. в малом зале кинотеатра работали несколько театров: «Кривое зеркало», «Театр Малых форм», а так же театральный коллектив «Комедия» под руководством режиссера Я.Б.Фрида
В 1937 году по Указу Президиума Верховного Совета СССР кинотеатр «Рот-Фронт» получил статус первого в стране Детского кинотеатра.
Согласно отчету Управления кинофикации Исполкома Ленсовета в 1942 году в городе работало 20 кинотеатров и 18 стояло на консервации. «Олимпия» и «Заря» (Колпино*) были полностью разрушены. Штат сотрудников кинотеатра «Рот-фронт», обладавшего вместимостью в 827 зрителей, составлял всего лишь семь человек. Но они каждый день приходили на работу и трудились по 10-12 часов. Один выходной день назначался по согласованию с руководством. Добавим к семерым сотрудникам кинотеатра еще четверых (все – женщины) бойцов пожарной охраны, ведущих круглосуточное наблюдение. Ведь «Рот-фонт» располагался в особо интенсивно обстреливаемом немцами месте. Среди этой четверки нашлось место для 54-х и 55-летней пожарниц. Кинотеатр «Рот-фронт» должен был сиять чистотой, поскольку его могли приказать открыть в любой момент, начиная с марта 1942 года.
На сегодняшний день киноцентр «Родина» активно занимается кинопросвещением, проводит кинофестивали, показывает авторское некоммерческое, фестивальное, неигровое, анимационное кино. Киноцентр был награжден «Золотой медалью» «Ленфильма» и Петербургской Федерацией кинопрессы «За многолетнюю просветительскую деятельность средствами кинематографа», а так же имеет многочисленные благодарности от детских, общественных и благотворительных организаций.
По разнообразию и уровню представленных фильмов «Родина» не имеет конкурентов. Здесь показывают не только детские фильмы и мультики советского и российского кинематографа, но и серьезные отечественные и зарубежные картины. В здании функционируют большой и малый залы. Аппаратура киноцентра позволяет показывать пленочное и современное кино в 2- и 3D форматах.
В 2009 году решением Общественного совета города Киноцентр «Родина» был занесен в «Перечень расположенных на территории Санкт-Петербурга объектов недвижимого имущества, назначение которых представляет ценность для жителей Санкт-Петербурга и рекомендуется к сохранению». Таким образом, общественность признала уникальность киноцентра и его историческую значимость.
В тексте используются труды из исследований киноведов Алексея Дунаевского и Вячеслава Кокина.