27 июня Дом Радио готовит в киноцентре «Родина» специальный показ фильма «Забавные игры» Михаэля Ханеке, версия 1997 года

 

Кинокритик, куратор и отборщик фестивалей Александр Подборнов в начале вечера представит картину, а после показа обсудит ее со зрителями вместе с куратором кинопрограммы Дома Радио Дашей Черновой.

Показ пройдет 27 июня в 20:00 в Большом зале. Билеты по ссылке: https://vk.cc/cxtLP2



Александр Подборнов:
— На первый взгляд, перед нами вариация архетипичного сюжета, знакомого по фильмам вроде «Часов отчаяния», «Соломенных псов» или «Посетителей». Буржуазная семья становится жертвой нападения психопатов-аутсайдеров и, переживая нечеловеческий стресс и внутренние сломы, пытается дать отпор. Но Ханеке не был бы собой, если бы слепо следовал привычной голливудской формуле.



— Вторя собственным словам, что европейские режиссеры могут снимать только пародии на жанровое кино, он занимается развинчиванием конвенций на мелкие детали и сбором картины радикально иного рода. Сохраняя общий контур, он уходит в субверсию стандартных повествовательных ходов. Как пишет исследователь кино Йорг Метельманн, фильм следует брехтианской традиции, но, что немаловажно, преодолевает ее. Ханеке понимает, что толчок зрителя к обретению политического сознания через эффект отчуждения и последующая реинтеграция его опыта — недостаточны. Эту динамику необходимо дополнить саморефлексивной манипуляцией аффектом, исследованием этических отношений между фильмом и зрителем, где на передний план выходят вопросы соучастия последнего в происходящем на экране.



— Ханеке продолжает начатую в «Видео Бенни» тему сцепки визуальных медиа и насилия. Само существование зрителя, его взгляд становятся причиной демонстрируемых страданий. Режиссер играет со смотрящим в кошки-мышки, ловя его на автоматизме восприятия, мобилизуя зрительские реакции. Но лента не сводится к размышлению о репрезентации насилия в кино. Из неуютного морока фильма проступают другие вечные для Ханеке темы, которые лучше всего суммировала исследовательница его кинематографа Кэтрин Уитли: «чувства и аффекты, вопросы вины, стыда и моральной ответственности, концепции отвращения и зла, вера, критика зрелища».



Фильм будет представлен на языке оригинала с русскими субтитрами.